«Кто, кто? – Конь в пальто!» - Новому году по-китайски посвящается

В день Нового года по китайскому календарю в подарок Синей Лошади и сочинцам - интервью с автором легендарной скульптуры
«Кто, кто? – Конь в пальто!» - Новому году по-китайски посвящается

Сегодня, 31 января,  - последний повод в этом году отпраздновать Новый год: именно в этот день по восточному календарю Синяя Лошадь (символ 2014-го года) окончательно вступила в свои права. В преддверии этого праздника "Сочи Экспресс" побеседовал с автором самого известного ее сочинского представителя. Скульптуры малых форм Акопа Халафяна без преувеличения давно стали достопримечательностью Сочи, внесенные в путеводители по городу. И хотя Халафян выставляется с 1979 года, широкую известность скульптору подарил бывший мэр и именно «Конь в пальто». 

Акоп, Ваши скульптуры стали своего рода «визиткой» Сочи. К Олимпиаде мы увидим что-то новое из Ваших работ на улицах Сочи?

Нет, к Олимпиаде подарков не будет, хотя желание сделать что-то оригинальное в свете такого большого спортивного мероприятия было. Во всероссийском конкурсе на украшение Олимпийского парка и деревни я принимал участие. Представил свой проект. Его, кстати, можно увидеть на моем персональном сайте. Но получил отказ. Насколько знаю, никто из местных художников не прошел, хотя было бы уместно, если бы мы могли внести свою лепту.

Эстетический вектор городской администрации, как оказалось, не совпадает с моим. Те работы, что уже установлены на городских улицах, нуждаются в небольшой реставрации, а именно в покраске. Вместо того, чтобы выделить средства на это, кто-то возле морпорта попытался кисточкой и краской для заборов покрасить скульптуру. Такой покраской не восстановили, но испортили скульптуру. 

Единственное, что, скорее всего, на время Олимпиады в выставочном комплексе кинотеатра «Родина» у меня и художника Владимира Переверзева будет действовать совместная персональная выставка работ. Будут те работы, что уже выставлялись и несколько новых. Думаю, что выставка получится интересной. 

Если не секрет, откуда идея про коня в пальто? И почему такая известная скульптура, которая уже числиться в путеводителях по Сочи, как один из 14 самых интересных памятников Сочи, стоит в таком странном месте - у ворот частного дома, а не в парке?

Жена у меня часто повторяет поговорку про коня в пальто. За много лет супружеской жизни осело в сознании. Шутка конечно!  И тем не менее, можно сказать, что увековечил героя любимой поговорки жены: «Кто, кто? Конь в пальто!».
Ныне покойный, бывший мэр нашего города купил «Коня в пальто» и поставил его у ворот своего дома. Вальяжный конь, улыбается, поднимает бокал - жизнь удалась! Можно сказать - это символ нашей курортной жизни.
Кстати, у «Коня в пальто» есть брат-двойник в Челябинской области. Одному курортному гостю так понравился «Конь в пальто», что, приехав в родной город, он по фото заказал такого же местной художнице.

Что вас вдохновляет, откуда черпаете свои идеи, которые потом облекаете в металл?

В скульптуре, на мой взгляд, формообразование - главное. Чем свежее и интереснее форма, тем легче передать идею. Обыденность не привлекательна. То, что видишь изо дня в день - мимо этого проходишь и перестаешь замечать. Те чувства, что хочешь вложить в скульптуру, должны найти свою форму. Тогда, как говорят, есть ощущение, что сделано с душой.  Мое глубокое убеждение, форма должна быть «свежей» и конечно «не пустой», со своим особым содержанием. Эти два фактора должны всегда присутствовать в творчестве и работать в сознании художника. А идеи – они всюду…

С каким материалом вы работаете?

Мой материал - металл. Это и творчество, и мой бизнес - металлоцех: ковка, изделия из металла. Правда, сейчас в Сочи небольшому бизнесу сложно развиваться. Кадры «отсосали» олимпийские объекты. Многие профессионалы ушли именно туда. В том числе и те, кто работал вместе со мною. Я, конечно, понимаю, ведь, если в малом бизнесе ты можешь в день в среднем заработать, к примеру, тысячу рублей, то на объектах инвесторов – стабильно от 3-х и более.

Ваше мнение, как художника о новом облике олимпийского Сочи?

Я один раз был за границей – в Европе. Там я увидел, что архитектурный стиль не рождается одномоментно, но наслаивается веками: один стиль гармонично вплетается в другой. Ты видишь в этом наслоении историю и искусство, их развитие во времени. Так появляется у города свое индивидуальное архитектурное лицо.

У Сочи раньше тоже было свое лицо, но сейчас – это не лицо, скорее архитектурная каша. Там одна «свечка» высотки, не вписывающаяся в ландшафт. Рядом другая, в ином стиле. Дальше третья, и нет единой архитектурной мысли, которая бы их связывала. Возникает мысль, что город строится как попало, исходя из интересов коммерции, в которой нет места эстетике. Развязки, новые дороги, инфраструктура – это хорошо, но желание красоты не задвинешь. Город стал более дорогим для жизни, но не сказать, что более красивым или удобным. Но это всего лишь мое мнение. 

 

Комментарии
  • 0