Красным по синему: знаки «стоянка запрещена» в Сочи«работают» на эвакуаторов

«Форпост-ДПС»: между хаотичной установкой знаков «остановка запрещена» и деятельностью эвакуаторов есть связь

Сочи – город, где автомобиль, не роскошь, и даже не средство передвижения, а постоянный источник проблем. Как правило, финансовых. К такому выводу пришли участники гражданского проекта «ФАРпост- ДПС», который был организован Союзом автомобилистов России и одной из старейших в стране правозащитных организаций – Московско-Хельсинской группой.

Главная задача проекта - создать в городах России гражданские движения, которые будут выступать в качестве проверяющих и курировать работу структур, с которыми чаще всего приходится сталкиваться человеку за рулем. В том числе и сотрудников Дорожно-постовой службы.

«Сотрудник службы эвакуации нецензурно ругался и грозил разбить мне камеру»

В Сочи проект стартовал около месяца назад. Начали гражданские активисты с самого наболевшего. Работа службы эвакуаторов автомобилей вызвала уже немало нареканий среди сочинцев. Предприятия, забирающие на улицах наши автомобили, регулярно нарушают краевой закон «Об эвакуации транспортных средств». Нарушения настолько грубые, что сочинцы все чаще называют их деятельность не эвакуацией, а воровством.

Напомним: по закону, если хозяин автомобиля вернулся на место до того как машину увезли на штрафстоянку, автомобиль ему должны вернуть. Если владелец транспортного средства не обнаружился, сотрудники должны составить протокол, пригласить двух понятых и сделать снимок автомобиля, для того чтобы зафиксировать его состояние. На деле же, сотрудники эвакуационной службы ведут себя как собственники чужих машин: захотели – увезли. И не важно, на месте хозяин или нет. Ни о каких понятых, при этом, даже речи не идет.

Самым ярким подтверждением всего вышесказанного стала одна из первых проверок гражданский группы «ФАРпост», которая закончилась… заявлением в полицию на сотрудника службы эвакуации автомобилей. На днях участники проекта собрались для того, чтобы обсудить первые промежуточные итоги:

- Мы инспектировали район Хостинского железнодорожного вокзала чтобы понять, насколько удобно для владельцев транспорта там размещены знаки «остановка запрещена, - рассказала сочинская активистка, одна из участниц проекта Ирина Лавринович. – Совершенно случайно я заметила, что мой автомобиль увозят на эвакуаторе. Мы тут же подошли к сотрудникам службы эвакуации, я достала фотоаппарат и начала снимать свой автомобиль. Сотрудник службы тут же вышел из автомобиля, стал нецензурно ругаться и угрожал разбить мне камеру. После этого мы отправились в Хостинское отделение полиции и написали заявление.

По информации Семена Симонова, куратора сочинской приемной сети «Миграция и Право», который так же участвовал в инспекции территории у Хостинского вокзала, полицейские на заявление отреагировали: сотрудник службы эвакуации получил сутки ареста за хулиганское поведение.

После этого случая проверки стали проходить легче, а сотрудники службы эвакуации перестали проявлять агрессию при виде человека с фотоаппаратом.

- В целом можно сказать, что они реагируют на замечания. Как правило, мы о проверках не предупреждаем. Если видим, что идет эвакуация автомобиля, подходим и представляемся, рассказываем о проекте. Видимо, работники как-то по-своему интерпретировали название «Московско-Хельсинская группа», когда видят нас, переспрашивают «вы «московская» проверка?». Тут же начинают составлять протокол и искать понятых, - говорит Петр Чуцков.

Если сочинцам пришлось столкнуться со службой эвакуации, необходимо цитировать краевой закон и настаивать на его соблюдении, считают все участники «ФАРпост».

Отсутствие протоколов и понятых – далеко не все нарушения, которые допускают предприятия, занимающиеся эвакуацией автомобилей на улицах Сочи. По информации куратора проекта Алика Ле, побывавшего с проверкой на предприятии, вся база о побывавших на штрафстоянках автомобилях ведется на компьютере.

- В компьютерную базу данных очень легко внести любые изменения, - говорит он. – Должен быть обычный журнал с прошитыми и пронумерованными страницами, в котором невозможно что-либо исправить. Я уже даже не говорю о такой банальной вещи, как кассовый чек. Служба эвакуации - частное предприятие, которое оказывает услуги и платит налоги.

Работа с неправильно припаркованными транспортными средствами в Сочи отдана на откуп частникам, прибыли от нее идут им в карман, хотя город сейчас особенно заинтересован в получении дополнительных источников в бюджет. У Сочи несколько непогашенных кредитных линий. Казалось бы, логично было создать муниципальное предприятие по эвакуации автомобилей, чтобы деньги шли в бюджет.

 «Чаще всего «стоянка запрещена» именно там, где она жизненно необходима»

Множество нареканий к работе сотрудников службы эвакуации – всего лишь одна сторона медали. Полную картину нелегкой жизни автомобилистов в Сочи можно увидеть, если сопоставить логику установки в городе знаков «стоянка запрещена», вернее ее полное отсутствие.

К слову сказать, точной карты либо схемы всех существующих знаков в настоящий момент нет нигде. Решает где их устанавливать в Сочи специальная комиссия, председателем которой является заместитель главы города Юрий Рыков. При этом, схема их дислокации ни разу не выносилась на общественные слушания.

Участники проекта «ФАРпост-ДПС» решили самостоятельно создать карту-схему знаков «стоянка запрещена» в Сочи. И первые результаты позволили сделать не совсем радостные выводы:

- Инспекции показали, что довольно часто знаки, запрещающие парковку, устанавливают рядом с местами большого количества людей, торговыми центрами, детскими садами, поликлиниками, то есть там, где сочинцам как раз необходимо парковаться. Получается, они лишены какой-либо возможности подъезда к общественному месту, либо вынуждены нарушать. В качестве примера наш первый участок на карте знаков, которую мы составили поле инспекции Хостинского района.

На улице Красных партизан наибольшее количество знаков мы обнаружили в районе Сбербанка, детского сада и торгового центра, причем, расположены они так, что подъехать к этим востребованным многими жителями местам невозможно. Единственный способ припарковать машину – дворы многоквартирных домов, или придется идти пешком довольно долго. Не слишком гуманное отношение к тем же детям, которых родители должны забирать из сада в дождливую погоду, - говорит Ирина Лавринович.

По свидетельству большинства участников проекта, заносивших расположение знаков на карту, дворы многоквартирных домов нередко является единственным местом, где в Сочи можно припарковаться не нарушая правил. Конечно, к великому неудовольствию жителей этих самых домов. Хотя и частные жилые дворы, порой, не исключение.

- Мы долгое время снимали квартиру в микрорайоне Макаренко, - рассказывает жительница Сочи, автомобилист Ольга Белковская. – Наш дом находился в районе, где раньше располагалась ярмарка выходного дня. Там знак, запрещающий стоянку, был установлен таким образом, что жители были лишены возможности парковаться рядом со своим домом.

Отдельная болевая точка – сочинский железнодорожный вокзал, в районе которого вообще невозможно припарковать автомобиль. Характерный показатель гостеприимства «курорта мирового уровня»: отдыхающие с чемоданами и детьми вынуждены наматывать километражи по жаре к далекому автомобилю встречающих. Вывеска на самой близкой к вокзалу платной парковке в эти дни радует своей информационностью: стоимость размещения автомобиля за час и последующие часы закрашена синей краской из баллончика. Зато оставили надпись «Добро пожаловать!» Что тут скажешь – первые впечатления о курорте готовы.

Во время инспекции Хостинского железнодорожного вокзала, участники движения обратили внимание на знак, прикрепленный к бетонной колоне и расположенный так, что его можно увидеть только с одной стороны, да и то, если хорошенько приглядеться.

И напоследок, один из самых ярких примеров – администрация города Сочи и расположенный в двух шагах от нее небольшой торговый центр. В этом районе два ряда тротуара, размеченного под стоянку машин и тут же знак, запрещающий стоянку. Причем никаких пометок о том, что она только для служебных машин.

Красно-синие знаки, установленные без всякой логики, буквально атаковали город. Причем, по свидетельствам гражданских инспекторов, невидимая атака продолжается. Не успевают они занести на карту расположение одних красных крестиков, как тут же в этом районе появляются новые. Участники проекта «ФАРпост» отмечают, что новые чаще всего появляются в окрестностях придомовых территорий. Видимо, в остальных частях города ставить уже просто некуда.

При подведении промежуточного результата проекта «ФАРпост-ДПС» у гражданских контролеров сложилось общее впечатление, что дорожные знаки «стоянка запрещена» в Сочи установлены не с целью создания комфортной городской среды, а для того чтобы сделать ее как можно более неудобной. Ведь от подобного хаоса страдают не только автомобилисты, но и пешеходы. Единственное звено, которому такая ситуация очень удобна – городская служба эвакуации автомобилей.

Стать участником проекта сможет любой сочинец, связаться с представителями сочинской группы «ФАРпост-ДПС» можно по адресу: ok.sochi@bk.ru. Сюда же можно отправить информацию о случаях несоблюдения законодательства работниками службы эвакуации и неправильно установленных знаках «стоянка запрещена».